Крестный ход — это подвиг спасения.
Первые упоминания о благочестивых и торжественных процессиях со святынями неоднократно мы находим в Ветхом Завете: в книге Иисуса Навина имеет место описание шествия жрецов и народа с ковчегом Завета вокруг стен Иерихона, что привело к обрушению городских стен; в Древнем Израиле приносили ковчег для борьбы с филистимлянами (что привело к пленению ковчега при судье Илии); перенесение ковчега в Дом Давидов «с восклицаниями и трубными звуками», «и когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он (Давид) приносил в жертву тельца и овна» (2 Цар. 6:12-13); перенесение ковчега в Храм, построенный Соломоном, также сопровождалось торжественной процессией. Таким образом, уже в древнейшие времена существовали торжественные процессии со святынями, возглавляемые судьями, царями, священниками, в ходе которых возносились соборные молитвы к Богу. В новозаветные времена этой древнейшей практике всенародного молитвенного шествия со святыней был дан иной смысл и обрядовое оформление. В «Толковом типиконе» указывается, что уже в IV–V веках существовали особые церковные службы – литании, особые «торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другой, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в память мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий» (Толковый Типикон. М. Скабаланович). В Древней Церкви литании с одной стороны, были приурочены к дням памяти святых (отсюда и литии), а с другой – были скорбной и часто покаянной соборной молитвой в дни народных бедствий. Крестный ход, как торжественное шествие христиан, выражающее христианское единство, был установлен свт. Иоанном Златоустом. До него крестный ход был скорее общенародной благочестивой молитвенной (или покаянной) процессией. Будучи архиепископом Константинополя Иоанн Златоуст ввел в обиход ожественные ночные процессии в честь того или иного святого или переноса мощей святых. Тем самым он боролся с арианами и их ночными богослужениями, Люди шли с зажженными свечами, несли серебряные кресты на древках. Так возникли церковные крестные ходы. При свт. Иоанне сложилось своего рода чинопоследование крестного хода. Да и само наименование шествия, скорее всего, сложилось именно тогда, ибо известно, что процессии эти проходили в определенном порядке, возглавлялись священниками; народ пел псалмы, нес серебряные кресты, иконы и горящие свечи. Со временем крестные ходы как торжественные молитвенные шествия с несением Креста Господня, икон и мощей святых стали проводить при любом значимом событии, когда востребована соборная молитва: встречи святыни, освящение храма, встреча архиерея, и т.д. Каждый Крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. С одной стороны, это ход Воинства Небесного, Христова ополчения с хоругвями, иконами и сильнейшим из оружий — Крестом Христовым. А с другой — шествие кающихся грешников. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). На Руси крестные ходы собирали тысячи паломников. Люди хорошо знали, зачем идут, и нарушение благочестия было просто немыслимым. К сожалению, за долгие годы безбожной власти эти понятия в значительной степени были утрачены. Крестный ход — это подвиг спасения. Но есть у него и еще цель — миссионерское служение, молитва о России. Среди сотен и тысяч людей десятки молятся сердечно, искренне, пламенно… И каждый участник крестного хода может загореться от этих молитв. Столь трудный путь каждый совершает по доброй воле, прежде всего, для себя, для лечения своей души. Передать дух многодневных крестных ходов тем, кто в них не участвовал, трудно. Кто ходил, полюбил их всей душой и хочет жить этим духом всегда. А дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, образование, нравственность… Утерян дух — и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святого Духа — значит, будут честные правители, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Другая задача крестного хода сродни апостольской — проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Во время крестного хода всегда нам даётся возможность видеть, кто есть кто на деле, возможность увидеть себя. Создание крестного хода — это созидание на время особого рода церковной общины, монастыря «на ногах». Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих. Под началом священников проходят утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Соборная молитва является силой крестного хода, с ней и духовная польза больше, и идти намного легче. Молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию – это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг – как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой: помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием внешних и внутренних врагов, с безнравственным образом жизни, с пьянством, наркоманией и безбожием некогда православной страны.
Поднялись хоругви над градом,
Сплетая священный оплот.
И вот, православным парадом
Идёт с торжеством Крестный Ход.
Прохожие на тротуарах
Притихли, и смотрят во след,
А шествие старых и малых
Блистает, как солнечный свет:
Счастливые лица сияют,
И льётся рекой благодать.
Поют все, Творца прославляют,
Его Непорочную Мать.
Все крестятся, Богу возносят
В молитвах тревоги свои.
Здоровья у Господа просят,
Подольше продлить свои дни.
Огромной волной захлестнула
Семьи православной река.
В тугие объятья сомкнула
Весь город Господня рука.
Идёт Богородица Дева
Пред всею колонной честнóй.
И льются, и льются распевы
В честь Девы Марии Святой.
Мы – дети Её по закону,
У нас православная кровь.
Вновь к Небу взлетают каноны,
По миру шагает Любовь.
Колонна становится больше,
Ведь к ней примыкает народ.
И просит душа, чтобы дольше
Шёл Крестный спасительный ход.
Стал город и чище, и краше,
Господь его Сам освятил.
Иконами, шествием нашим
Заботливо благословил.
Слово о посте.
Пост – ровесник человечества. По словам святителя Василия Великого1, он был установлен Богом ещё в раю. Когда Он сказал человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; от дерева же познания добра и зла не ешь от него; ибо в тот день, в который вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. II, 17)
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «Бог, лишь только создал человека, тотчас отдал его на руки посту, ему поручил его спасение, как нежной матери и наилучшему наставнику»2. Воздержание – это путь ко спасению. Пост – это педагог, который не ограничивает человека, а обогащает и развивает его.
По словам преподобного Максима Исповедника, пост умерщвляет дурные желания. Также он умягчает сердце (преподобный Симеон Новый Богослов). Святитель Григорий Палама пишет, что пост и воздержание помогают завершить всякое благое начинание. А святитель Иоанн Златоуст признаётся в своей любви к посту: «Люблю пост, ибо он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости».
Пост – это духовное лекарство. При этом воздержание должно быть не только телесным, поститься должен весь человек в своём психосоматическом единстве. Послушай, что говорит по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь врага, помирись, если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Пусть постятся не одни уста, но и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Пусть постится и слух. А пост слуха состоит в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, если мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем клеветой и осуждением, в основе которых лежит нехватка любви к нашим ближним.»
Благодарить нам следует Бога, который просветил наших святых. Да дарует нам Господь Свою Благодать, а Пресвятая Богородица хранит под Своим покровом. И не будем забывать, что главная задача поста – даровать нам жажду быть вместе с Богом.
В нашем мире и в нашей жизни все взаимосвязано – духовное и материальное, и без Божественного начала и Божественной силы не может существовать материальный мир. Господь посылает Свою благодать на все: на весь космос, на живое и неживое, но особым образом Он направляет Свою благодать на предметы, связанные с религиозным опытом людей. Мы знаем о существовании чудотворных икон, мы знаем о существовании чудотворных предметов. И сегодня мы все с вами были соучастниками таинства великого освящения воды, когда вода – физический предмет, химическая субстанция – пронизывается благодатью Божиею, не теряя своих материальных свойств, но обретая особое духовное свойство. Божественная сила действует не только непосредственно на сознание, ум, волю или физические силы человека, но и передавая через предметы, которые Богом избираются для того, чтобы быть хранилищами и раздаятелями благодати.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Свирлаг
С 1931 года представителей духовенства в числе десятков тысяч других арестантов везли в товарных вагонах на станцию Лодейное Поле, в так называемый Свирлаг. Сегодня мы более осознаём, что живём на святой присвирской земле. Она действительно святая, потому что здесь совершен подвиг предстательства пред Богом. В этой земле – святые мощи многих и многих страдальцев за веру и Церковь Христову, что нашли здесь свое последнее упокоение в страшные годы «большого террора». И если будет на то Промысл Божий, то откроются ныне живущим и место их погребения, и славные их имена, и деяния. Мы верим, что жертва за Церковь Христову, принесенная на нашей земле, не прошла бесследно. Она рождает в наших сердцах гордость за то, что наш русский народ – великий православный народ. Этот подвиг должен быть примером нам и нашим детям, но он же и должен быть нам строгим учителем, говорящим о том, что только истинная православная вера может преодолеть все беды на своем пути и не исчезнуть, а стать еще крепче. Кровь, пролитая на нашей земле, не будет смыта дождями, она будет нам памятью, будет молитвой за нас и нашу землю. Она будет нашей молитвой… В 2016 году по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава установлен День памяти Собора Свирских новомучеников (отмечается в 5-ю суббота по Пасхе). Первое праздничное богослужение было совершено 20 мая 2017 г. в годовщину 100-летия Русской Голгофы.
Священномученик Августин (Беляев), епископ Калужский
Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея. Когда Александр был подростком, в дом к родителям ходил странник, которого почитали за благочестивую и праведную жизнь и который, обращаясь к мальчику, называл его архиереем. Окончил Кинешемское духовное училище, Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1911-1920 гг. преподавал в Пензенском духовном училище. В 1913 году женился, в семье родились 2 дочери, а в 1920 г. скончалась жена. В 1920 г. впервые был арестован, а после заключения рукоположен во священника. В 1922 г. вновь арестован. После освобождения вместе с детьми переехал в Кинешму, где был возведен в сан протоиерея. В 1923 г., после пострига, А.А. Беляев был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Трудами свщмч. Августина большинство обновленческих храмов Иваново-Вознесенска присоединилось к РПЦ. В 1924 г. вновь арестован и обвинен в нарушении законодательства об отделении Церкви от государства. Потом была Бутырская тюрьма. Владыка Августин попал в Свирьлаг в 1931 году, когда этот концентрационный лагерь был образован. 3 года работал здесь на сборе смолы в лесу, затем фельдшером в медпункте. После освобождения назначен епископом Калужским и Боровским. В 1936 г. возведен в сан архиепископа. Накануне праздника Рождества Богородицы в 1937 г. арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности в Калуге. Был расстрелян вместе с духовенством и мирянами Калужской епархии, погребен в общей неизвестной могиле.
Священномученик Борис (Семёнов)
Диакон Борис Александрович Семёнов, келейник архиепископа Августина Калужского, родился в 1900 году в Санкт-Петербурге в семье наборщика типографии. До 1916 года Борис учился в технической школе при фабрике Госзнак, а затем до 1920 года работал на этой фабрике рабочим. В 1920 году она была эвакуирована в Москву, куда переехала и семья Семеновых. Здесь он начал помогать в храме Архангела Михаила на Пироговской улице в качестве алтарника, познакомился с епископом Августином и стал его келейником и иподиаконом. Когда владыка был выслан в Среднюю Азию, Борис поехал вслед за ним. Он работал здесь в садах и помогал епископу во время келейных богослужений. Когда епископ Августин получил назначение на кафедру в Сызрань, Борис выехал к нему и помогал во время богослужений в качестве иподиакона, обеспечивал переписку владыки с митрополитом Сергием. В декабре 1930 года Борис рукоположен в сан диакона. Арестованный в 1931 году вместе с владыкой, он так ответил на вопросы следователя: «По моим убеждениям, в настоящее время со стороны советской власти идет притеснение служителей религиозного культа». Был приговорен к трем годам заключения в концлагере близ станции Лодейное Поле, где и скончался.
Священномученик Иаков (Бобырев)
Священник Иаков Бобырев родился 25 ноября 1883 года в селе Букреевка Курской губернии в крестьянской семье. Яков окончил церковно-приходскую школу и двухклассное училище. В 1901 г. занял должность учителя церковно-приходской школы в селе Щетино. После 3 лет службы в армии в 1918 г. стал псаломщиком, а в 1920 – рукоположен в сан диакона. В конце 1920-х гг. Иакова выслали из Курской области за невыполнение хлебозаготовок. Он выехал в Тверскую область, где жил его дядя, монах Алексий. Здесь в феврале 1930 г. рукоположен в сан священника ко храму села Высокое. 13 декабря 1931 г. был арестован и приговорен к заключению в Свирских исправительно-трудовых лагерях вблизи станции Лодейное Поле. В конце 1936 г. вернулся в село Высокое и снова стал служить в храме. А в сентябре 1937 г. был вновь арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян.
Священномученик Сергий (Мечёв)
Священномученик Сергий родился 17 сентября 1892 года в семье известного московского старца протоиерея Алексия Мечёва. Учился на медицинском факультете и окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1914—1916 годах добровольно служил санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне. В 1918 году участвовал в работе делегации Высшего церковного управления (ВЦУ) для защиты имущественных и иных прав Православной церкви. В этот период познакомился с Патриархом Тихоном. В 1919 году рукоположён во диакона, позже — во иерея. В 1919—1929 годы вместе с отцом служил в храме святителя Николая на Маросейке. Был ярким проповедником. В 1923 году, после смерти отца, стал настоятелем храма и главой маросейской общины, в которую входили многие представители интеллигенции. В том же году недолго находился в тюрьме за непризнание обновленческого движения. Пользовался большой любовью прихожан. В 1929 года арестован и выслан в Архангельск. В ссылке вёл переписку и встречался с приезжавшими к нему духовными чадами. В 1933 году арестован в ссылке по обвинению в антисоветской агитации и приговорён к пяти годам лишения свободы. Заключение отбывал близ станции Лодейное Поле, в основном работал на разгрузке леса, недолго был фельдшером. Летом 1937 года освобождён за «ударный труд». Жил нелегально в Подмосковье, затем работал в поликлинике Калинина (Тверь). Поддерживал контакт со своими духовными чадами, продолжал «катакомбную» деятельность. В начале 1940 года переехал в Рыбинск, работал фельдшером. Каждый день тайно служил литургию. Сразу после начала войны, в 1941 году, был арестован и расстрелян 6 января 1942 года.
Преподобномученица Мстислава (Фокина)
Монахиня Мстислава (в миру Мария Семеновна Фокина) родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда в семье рабочего коломенского завода. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на фабрике в Коломне. В 1913 г. ей пришлось оставить работу, чтобы ухаживать за тяжелоболящей матерью. После смерти родителей Мария сначала жила с братьями, но они были людьми неверующими, и, желая всецело посвятить свою жизнь Господу, она в 1921 г. ушла от них и поселилась в Коломне при храме. В 1930 г. Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава, и жила рядом с Иоанно-Богословским монастырем в Рязанской области. 31 мая 1931 г. арестовали братию монастыря, а также иноков и мирян, собравшихся вокруг обители и среди них — матушку Мстиславу. На допросе она сказала: «Я смело заявляю: власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот — монастыри и церкви закрывают». На вопрос, кто постригал ее, она отказалась назвать священнослужителя, а почему приняла монашество, ответила, что для спасения души, чтобы «отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога». Монахиня Мстислава отбыла 3 года на каторжных работах в Свирлаге. В 1934 г. вернулась в Коломну и прислуживала при Покровском храме до его закрытия, а в 1936 г. поступила кладовщицей на Патефонный завод. Вновь монахиня Мстислава была арестована в 1938 г. и 10 марта была казнена на полигоне Бутово.
Новомученца Кира (Оболенская)
Кира Ивановна родилась 6 марта 1889 года в Влодавском уезде Седлецкой губернии. В 10 лет Киру привезли в Санкт-Петербург для определения в Смольный институт благородных девиц. Получив блестящее образование, она всю жизнь, вплоть до мученической кончины, работала учительницей. Первый раз княжна Оболенская была арестована 14 сентября 1930 года исключительно из-за ее происхождения. На допросе Кира Ивановна открыто и спокойно говорила о своем отношении к советской власти: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои разногласия с Конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. Себя я отношу к “сергиевцам”, т.е. к людям, придерживающимся чистоты Православия. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Я считаю себя обязанной быть лояльной к советской власти, потому что служу ей и тем самым имею некое материальное обеспечение…» После вынесения приговора – пять лет исправительно-трудовых лагерей – Кира Ивановна была отправлена этапом в Кемь. Через год переведена в Свирлаг. В 1934 году К.И. Оболенская была досрочно освобождена и поселилась в Боровичах. Осенью 1937 года она была вновь арестована. После трех недель методов физического воздействия признаний добиться от новомученицы не удалось. К.И. Оболенскую расстреляли 17 декабря 1937 года.
Преподобномученик Аристарх (Заглодин-Кокорев)
Преподобномученик Аристарх (в миру Александр Федорович Заглодин-Кокорев) родился 8 марта 1886 г. в деревне Пашуково Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. После церковно-приходской школы в 1908 году поступил послушником в Свято-Никольский Пешношский монастырь. В 1919 году послушник Александр стал келейником и иподиаконом преосвященного Серафима (Звездинского). В 1920 году был пострижен в монашество с именем Аристарх и рукоположён в сан иеродиакона, через 6 лет в сан иеромонаха. В 1931 году направлен служить в храм в селе Чернеево Дмитровского района Московской области. 24 сентября 1931 года арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве во время массовой кампании по аресту насельников упраздненных монастырей. Был обвинён в демонстративном поминовении в церкви русских царей и ведении антисоветской агитации. Приговорён к трем годам исправительно-трудовых лагерей и отправлен этапом до станции Лодейное Поле. После заключения иеромонах Аристарх отправился в Тверскую епархию. Вторично его арестовали в 1937 году и приговорили к расстрелу.
Просмотры (94)